Воспоминания ветерана труда и КБ Г.М. Бериева - Я.С. Катураева

К 50-летию организации завода

Руководитель

Какие черты как будущего руководителя можно было заметить в Г.М. Бериеве? Этот вопрос задан был мне однажды. На этот вопрос я ответил так. Для руководителя - конструктора новой машины нужны следующие качества:

Во-первых - талант. Предлагаемая им машина должна быть лучше предыдущих, давать нечто новое. МБР-2 отвечала этому требованию.

Во-вторых - полная уверенность в своей идее и в конечной победе ее. Георгий Михайлович не только сам был уверен в своей машине, но и сумел передать эту уверенность всем, кто работал над ней, заразить их энтузиазмом. Благодаря этому МБР-2 была построена в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях, в самые короткие сроки.

В-третьих - конструктор новой машины должен обладать пробивной способностью. Такая способность нужна, чтобы пробить через все заслоны дорогу своей идее сверху и донизу.

В то время подобному типу машины была не малая конкуренция со стороны признанных столпов гидроавиации Д.П. Григоровича и А.Н. Туполева. А дорога была пробита - проект был утвержден правительством и машина спроектирована, построена и успешно прошла испытания.

В-четвертых - умение найти неиспользованные резервы. Ведь ему сразу говорят: "Где мы будем делать? Помещений нет, конструкторов нет, рабочих и того меньше!?" Надо самому найти резервы или возможность дополнительного использования помещений и кадров и взять их, организовать и руководить. Это и было сделано Георгием Михайловичем.


Умение организовать и руководить

Организовать - это не выстроить по ранжиру и скомандовать: "Ать, два..."

Прежде всего, это заинтересовать идеей, а затем материально. Но этого мало. Надо, чтобы каждый работник чувствовал свою значительность, был уверен, что он работает совершенно самостоятельно, подчиняясь лишь общему руководству. В этих условиях можно работать и вдохновенно и самозабвенно.

В самом начале в Георгии Михайловиче Бериеве проявились черты руководителя. Только обладая организаторским талантом можно было при самых неблагоприятных условиях так быстро спроектировать и построить гидросамолет МБР-2. Еще тогда Георгий Михайлович умело использовал все возможности и резервы производства и кадров.

Он умел привлечь к работе нужных ему, ценных для работы людей, надежных, дельных работников и доверять им так, чтобы им казалось, что они работают самостоятельно.

Как-то один из директоров, Герой социалистического труда, выступая по телевидению, сказал: "Главное в руководителе - не мешать подчиненным работать!" Это конечно надо правильно понимать.

Искусством руководить не мешая, в полной мере обладал Георгий Михайлович. Я бы сказал, что он умел выжать из подчиненных все, не нажимая. В то же время Г.М. Бериев отличался жесткой требовательностью к подчиненным, как в выполнении общей задачи, так и к дисциплине. Если он бывал чем-либо недоволен, то, не повышая голоса, в нескольких словах, логически показывая подчиненному неправильность поведения, тут же отпускал его со словами: "Можете идти". При этом он принимал меры, чтобы не вынести незаслуженное взыскание.

Однажды Георгий Михайлович вызвал меня и сказал: "На макете, мне сказали, насамовольничал конструктор Т. Без согласования с бригадой снял оборудование, которое мешало ему, и смонтировал свою проводку. Разберись и доложи в чем дело?!"

Разобравшись на месте, я доложил, что Т. действительно снял один прибор, который стоял не на месте, с чем согласен и начальник бригады оборудования. Работа шла в ночной смене, согласовать было не с кем. Т. правильно сделал, что не приостановил работу, а взяв ответственность на себя, дал указание снять прибор и продолжать монтаж. При этом я добавил: "На его месте я поступил бы также". Г.М. Бериев вызвал начальника бригады и сказал ему: "Оказывается вы сами не на месте поставили свой прибор". Начальник бригады признал это. Так инцидент был исчерпан, а "виновник" реабилитирован.




Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.


Copyright © Taganrog-avia.