Из-за наступления немцев под Москвой завод прекратил производство и четырьмя эшелонами отправлялся в г. Балахну (ст. Правдинск).
Начальник цеха Папков со своей семьей уехал с первым эшелоном, в котором уехала и моя жена с сыном. А я оставлен был для погрузки оборудования и цехового задела КОР-2.
16 октября 1941 года уходил последний эшелон, в котором рабочие цеха под моим руководством все погрузили и уезжали сами в товарном вагоне. Вагон оборудовали нарами из досок и "буржуйкой" для отопления. На нары положили матрацы, одеяла и подушки, принесенные с собой. У каждого был чемодан с личными вещами.
Приготовились к отправке. Наступал вечер, темнело и мы обнаружили, что нам нужна керосиновая лампа для освещения вагона. "У меня дома осталась такая лампа. Сейчас схожу за ней, дом рядом." - сказал я - "Я пойду с вами!" - предложил рабочий Вася. - "может быть, что еще захватим!"
Кроме лампы мы захватили еще жареную курицу, бутылку вина, охотничье ружье и одеяло с подушкой.
За погрузкой эшелона мне некогда было думать о себе.
Когда мы вернулись, рабочие сказали, что они нашли во дворе ящик с надписью "Я.С. Катураев" и погрузили его на платформу с оборудованием нашего цеха. Этот ящик должен был отправиться вместе с моей семьей, но почему-то остался брошенным во дворе. В нем было упаковано все крайне нужное для жизни в условиях эвакуации.
Я был очень рад и благодарен рабочим за их заботу обо мне и моей семье.
В Балахне мы не задержались, т.к. в это время немцы начали бомбить г. Горький. Один наш эшелон подвергся бомбежке и завод получил приказ двигаться в г. Омск.
По приезде в Омск коллектив разместили не в самом городе, а на небольшом ремонтном заводе Г.В.Ф., вблизи ж.д. станции Куломзино, на противоположном берегу Иртыша.
Конструкторов ОКБ разместили рядом с заводом в клубном здании мелькомбината. Семьи сотрудников устроили на частных квартирах.
Работа на заводе началась практически с колес. Производство и выпуск гидросамолетов был продолжен.
В сборочном цехе, как и до эвакуации в г. Омск, я продолжал исполнять обязанности зам. Начальника цеха с сохранением прав ведущего конструктора на производстве.
Мной был составлен график выпуска КОР-2, и он точно выполнялся.
Самолет КОР-2 был принят на вооружение кораблей Военно-Морского Флота и строился серийно с 1941 года по 1945 год.
КОР-2 во время Великой Отечественной войны использовался для разведки в море, поражения с пикирования кораблей противника и спасения в море экипажей, терпящих бедствие.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года я награжден медалью: "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
За успешное выполнение заданий Правительства по выпуску боевых самолетов в период Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года я был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Нажмите чтобы увидеть биографию Катураева Якова Степановича и другие его очерки /воспоминания.