Таганрог

Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Аэродром "Таганрог-Центральный"



Аэродром "Таганрог-Центральный"

Аэродром Таганрог-Центральный

Аэродром "Таганрог-Центральный"
Тип: военный
ИАТА: нет
ИКАО: нет
Внутренний код: ЬРРЦ/XRRC
Высота над уровнем моря +46 м
Взлетно-посадочные полосы:
05R/23L 2505x44 м. бетонная
05L/23R 2503х60 м. грунтовая


Таганрог, Ростовская область.


Базируются: военно-транспортная авиация на самолетах Ил-76 и 325-й АРЗ. Там же расположен Таганрогский музей авиации.




Статья из Историко-литературного альманаха "Вехи Таганрога", №16, 2003 г.
А.П. Швидкий, сотрудник музея авиационной техники

История аэродрома "Таганрог-Центральный"

Аэродром, имеющий в настоящее время официальное название "Таганрог-Центральный", начал строиться в 1938 г. для обеспечения летной подготовки курсантов Таганрогской военно-авиационной школы пилотов имени В.П. Чкалова. Некоторые старожилы Таганрога до сих пор называют этот аэродром Чкаловским. Для подготовки взлетно-посадочной полосы, стоянок самолетов строительства склада ГСМ и служебных помещений было произведено отчуждение колхозной земли. До октября 1941 г. школа произвела несколько выпусков летчиков, направленных в создаваемые авиационные части. При приближении линии фронта к Таганрогу школа была эвакуирована в Азербайджан.

В период оккупации города немецко-фашистскими войсками аэродром интенсивно использовался авиационными частями 4го воздушного флота люфтваффе.

25 января 1942 г. с Таганрогского аэродрома начала выполняться совершенно секретная операция по доставке группы гестаповцев в Японию с промежуточной посадкой на советской территории в безлюдном районе у озера Балхаш. В начале вылетел один самолет "Фокке-Вульф-200" с тремя разведчиками на борту, которые были высажены парашютным способом в заданном районе. Самолет вернулся в Таганрог. После получения условного сигнала от разведгруппы о готовности, к приему самолетов с таганрогского аэродрома в район озера Балхаш вылетели два самолета "Фокке-Вульф-200" - один самолет - танкер с максимальной заправкой топлива, второй - с группой гестаповцев на борту. Конечный пункт назначения второго самолета - Маньчжурия, оккупированная японскими войсками, а для группы гестаповцев - немецкое посольство в Токио, где необходимо было провести чистку после ареста советского разведчика Р. Зорге, получавшего ценную развединформацию благодаря дружественным отношениям с германским послом в Японии Отто. Однако в районе посадочной площадки немецкие самолеты уже ждала группа чекистов, которым стали известны по разведканалам все детали этой секретнейшей операции. Первым на посадку в заданном районе пошел самолет - танкер. После касания земли самолет попал в замаскированную яму, вырытую поперек полосы, скапотировал и взорвался. Второй самолет, оказавшись в критической ситуации из-за ограниченного остатка топлива, пытался дотянуть до территории Китая, но двигатели самолета остановились раньше. Экипаж и пассажиры выбросились на парашютах, живыми приземлилось только пятеро. Все они погибли в перестрелке с пограничниками или покончили с собой. Секретная операция немцев окончилась потерей обоих самолетов.

16 апреля 1943 г. на занятый немцами аэродром советский самолет - лидировщик Пе-2 из-за потери ориентировки вывел группу самолетов-имтребителей Як, которые должны были произвести посадку в Ростове-на-Дону. Командир группы капитан А. Егоров и его ведомый старший лейтенант И. Единархов, зарулили на стоянку, и обнаружив, что сели на немецкий аэродром успели передать команду остальным экипажам уходить в сторону Ростова. В завязавшейся с немцами перестрелке летчики погибли. Один самолет сгорел, другой достался немцам в исправном состоянии. В тот день прославленный советский летчик А.И. Покрышкин получил приказ: выйти во главе восьмерки самолетов на аэродром Таганрог и сжечь оставшийся Як. Группа скрытно подошла к аэродрому, но не обнаружила на нем никаких самолетов. В последующих воздушных боях над Кубанью, этот Як с красными звездами использовался немцами для атак советских самолетов, и он едва не поразил самолет Покрышкина в одном из боев. В один из дней запретили подниматься в воздух всем нашим Якам, и доставшийся немцам самолет был сбит.

После освобождения города на аэродроме базировались авиационные части 4 Воздушной армии, а с февраля 1944 г. - учебные полки Третьего военно-морского авиационного училища (3 ВМАУ), которое было перебазировано в Таганрог из Саранска. В декабре 1947 г. 3 ВМАУ было расформировано, а в Таганрог из Люберец были перебазированы авиационные полки Высших офицерских летно-тактических курсов (ВОЛТК): бомбардировочный (Ту-2), истребительный (Як-3, Ла-11) и штурмовой (Ил-10). Штаб курсов и учебно-летный отдел разместились в центре города в здании бывшего ВМАУ и в 15-й железнодорожной школе. На аэродроме началось строительство вспомогательных помещений, землянок. В летний период полеты истребительного полка производились с полевого аэродрома в Поляковке, штурмового полка с полевого аэродрома у станции Ряженое, бомбардировочного с аэродрома Хотунок под Новочеркасском. Аэродром у станции Ряженное имел взлетную полосу, сооруженную из обычного кирпича, поставленного на торец. Однако, при переводе оборотов двигателя АМ-38 штурмовика Ил-10 на взлетные воздушная струя выбивала куски кирпича, которые повреждали обшивку стабилизатора и крыла. Через два месяца вынуждены были вернуть штурмовики на аэродром Таганрог а полосу разобрать. В военном городке из этого кирпича были построены возле казарм тротуары, которые были разобраны в конце 70-х годов.

ВОЛТК получили новое наименование Вторые Центральные летно-тактические курсы усовершенствования летного состава ВВС (II ЦЛТКУОС ВВС).

10 августа 1948 г. на аэродром "Таганрог-Центральный" была перебазирована из польского города Грудзёндз (Грауденц) 120-я стационарная авиамастерская, которая получила наименование 671-я АРБ (авиаремонтная база). В настоящее время это современное авиаремонтное предприятие - 325-й АРЗ, который выполняет ремонт и техническое обслуживание различных модификаций самолета Ан-12, самолетов Ан-72, Ан-74.

В 1952 г. истребительный полк II ЦЛТКУОС получил на вооружение реактивные истребители МиГ-15, а с 1955г. истребители МиГ-17. Штурмовой полк в 1955 г. перевооружился на самолеты МиГ-15БИС. Бомбардировочный полк с 1952 г. получил на вооружение фронтовые бомбардировщики Ил-28 и постоянно базировался на аэродроме Хотунок.

В 1953 г. на аэродроме завершилось сооружение ВПП с асфальтовым покрытием.

В 1960 г. II ЦЛТКУОС ВВС были расформированы, а на аэродром из станицы Старощербиновской перебазирован 963-й УАП Ейского ВВАУЛ. Начальник Ейского училища здание учебно-летного отдела II ЦЛТКУОС передал городу. На аэродроме пришлось возводить в авральном порядке здание филиала учебно-летного отдела и казарму для личного состава. На сооружение зданий трудились солдаты, которые должны были демобилизоваться из армии. Здание бывшего филиала УЛО ещё используется по назначению, а здание казармы, пришедшее в аварийное состояние несколько лет назад, пришлось снести. После обустройства на новом аэродроме летный состав приступил к обучению курсантов IV курса Ейского ВВАУЛ. В 1962 г. в полк поступили истребители-бомбардировщики Су-7Б и началось их освоение постоянным составом полка, а в 1963 г. началось обучение на этом самолете первой группы курсантов. Для взлета самолета Су-7Б с таким мощным двигателем, как АЛ-7, требовалась бетонированная ВПП. Её сооружение, а также центральной заправочной, было закончено в 1963 г. ВПП с асфальтовым покрытием использовалось для посадки самолетов.

С 1965 г. полеты курсантов с аэродрома осуществлялись только на самолетах Су-7Б, а с 1966 г. и на учебно-боевых самолетах Су-7У. В 1981 г. их сменили истребители-бомбардировщики с изменяемой стреловидностью крыла Су-17, а в 1986 г. - их более совершенные модификации Су-17М2, Су-17М3.

С 1 января 1989 г. 963-й УАП выведен из состава Ейского ВВАУЛ, и включен в состав центра переподготовки летного состава. Началось обучение слушателей - выпускников Ейского и Борисоглебского ВВАУЛ.

В 1993 г. обучение слушателей было прекращено и в 1994 г. 963-й УАП был расформирован. Его знамя было передано 16-му штурмовому авиационному полку, который базировался на аэродроме Таганрог с 1994 по 1998 гг., затем перебазирован на другой аэродром СКВО.

С 1988 по 1995 гг. на аэродроме функционировала база ликвидации авиационной техники (БЛАТ), в которой были разделаны в металлолом 341 самолет фронтовой авиации - МиГ-21, Су-17, МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-27 в соответствии с договором об ограничении обычных вооружений в Европе. Аэродром периодически посещали инспекторы НАТО, которые следили за выполнением договора и вели учет уничтоженных самолетов.

В 1990-1992 гг. бетонная ВПП аэродрома был капитально отремонтирована, а вместо второй асфальтовой полосы созданы рулежные дорожки и стоянки с бетонным покрытием.

В 1992 г. на аэродром Таганрог из Гянджи (Азербайджан) был перебазирован 708-й военно-транспортный авиационный полк, вооруженный военно-транспортными самолетами третьего поколения Ил-76МД. В 2002 г. полк торжественно отметил свое 60-летие. В полку появился именной самолет "ТАГАНРОГ".

В 1995 г. на аэродроме создан музей авиационной техники.




Фотографии:

Аэродром

аэродром Таганрог-Центральный. Автор: Даша.


12 августа 2012. Празднование 100 лет ВВС на аэродроме "Таганрог-Центральный"

аэродром Таганрог-Центральный. Автор: Даша.



Источники информации:

Таганрог-Центральный (аэродром) - Википедия

Таганрог-центральный (XRRC) и Таганрог-Южный(ТАНТК им.Г.М.Бериева) (URRT)



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail