Таганрог


Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ
Универсальный прибор ИСТ-912МА
Воздушные винты из Таганрога

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Центр технического творчества молодежи «Красные Крылья»



Поплавковый мотодельтаплан
«Рекорд-гидро»

Поплавковый мотодельтаплан «Рекорд-гидро»


Сверхлегкий, одноместный, быстроразборный, поплавковый мотодельтаплан «Рекорд-гидро» создали в 1989 г. в Центре технического творчества молодежи «Красные Крылья» при Таганрогском машиностроительном заводе (ТМЗ, позже ТАНТК им. Г.М. Бериева).
Гидромотодельтаплан «Рекорд» разработан опытным летчиком Олегом Михайловичем Филипповым. Двигатель от «Бурана», полетный вес 180 кг, скорость полета около 50 км/ч.


Статья из журнала "Моделист-Конструктор" №2, №3, №6, №8, 1990 г.

Слет СЛА-89. Автор В. КОНДРАТЬЕВ

Еще совсем недавно авиасамодельщикам приходилось собирать свои крылатые аппараты в «засекреченных» подвалах, а о полетах говорить почти шепотом и лишь с особо доверенными друзьями. И вдруг, буквально в течение последних двух-трех лет, появились вполне благожелательные постановления, направленные на развитие самодеятельного авиатехнического творчества: «наверху» перестали «бояться» и авиаторам-любителям определили зоны для полетов их самоделок.


Потепление отношения к конструкторам-любителям отозвалось заметным ростом их творческой активности: уже в геометрической прогрессии увеличивается число самодеятельных клубов, новых самолетов, оригинальных идей. Замечательной традицией в последние годы стали Всесоюзные сборы авиасамодельщиков - смотры-конкурсы летательных аппаратов любительской постройки, проводимые раз в два года. Очередной слет состоялся в июле 1989 года в Риге на аэродроме «Спилве».


К сожалению, СЛА-89 не отличался хорошей организацией и рекордным числом представленных аппаратов. Но рижский смотр-конкурс убедительно показал, что в любительском авиастроении все заметнее становится тенденция создания летательных аппаратов для конкретных практических задач.


Управляемость «ультралайтов» по крену, как показал СЛА-89, до сих пор является камнем преткновения для некоторых конструкторов. Большие трудности (значительные усилия на ручке управления и малая угловая скорость крена) испытывали пилоты «Птенца», где используется перекашивание крыла. «Птенец» - призер СЛА-87 (см. «М-К» № 3 за 1988 г.) - разработан инженером из Кумертау Виктором Хрибковым. Серийный выпуск этого самолета сейчас начинает кооператив в Таганроге. Первые два аппарата удачно летали в Риге. Производители считают, что «Птенец» найдет применение не только в авиаспорте, но и в народном хозяйстве.

На создание принципиально новых легкомоторных самолетов, взлетающих с воды, направлены работы конструкторов-любителей во главе с Юрием Усольцевым из клуба самодеятельного технического творчества таганрогского авиазавода. На СЛА-89 этот клуб представил несколько удачных перспективных работ. Одна из них - экспериментальный самолет-экраноплан Р-01 «Роберт» (в память Р.Л. Бартини). Летчик-испытатель Евгений Лахмостов, облетавший едва ли не все советские гидросамолеты, созданные за последние 40 лет, выполнил на Р-01 первый полет, подтвердивший, что аппарат является вполне «летучим» самолетом. Дальнейшие испытания с использованием экранного эффекта покажут, насколько целесообразно применение такой схемы на легких гидросамолетах народнохозяйственного назначения.

Вторая разработка таганрогских авиалюбителей, выполненная в содружестве со специалистами ЦАГИ, на СЛА-89 вполне подтвердила свои высочайшие качества. Речь идет о поплавках для ультралегких летательных аппаратов. Поплавки имеют оригинальные внешние обводы, легкую пластмассовую конструкцию, отличные мореходные качества. Они могут устанавливаться и на мотодельтапланы, и на «ультралайты», что и было продемонстрировано на Киш-озере. Поплавки в равной степени хорошо показали себя на ультралегком «Птенце» и на мотодельтаплане, построенном таганрогским дельтаклубом. Применение таких поплавков позволит значительно расширить области применения в народном хозяйстве традиционных сверхлегких летательных аппаратов. Разработка отмечена одним из призов смотра-конкурса.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ГИДРОСАМОЛЕТОВ СЛА-89
Копия Ш-2 (в масштабе 0,75) Р-01 «Роберт» Че-20 Р-10 «Птенец» «Рекорд-гидро»
Год постройки 1989 1989 1988 1989 1989
Тип летательного аппарата летающая лодка-амфибия экраноплан летающая лодка поплавковый «ультралайт» поплавковый мотодельтаплан
Экипаж, чел. 2 1 2-3 1 1
Взлетный вес, кг 570 350 440 246 240
Вес пустого, кг 400 255 260 140 130
Число и мощность двигателей, л. с. 1x74 1X48 2x30 1X35 1X35
Обороты двигателя/обороты винта, об/мин 2100/2100 7000/3500 5000/2000 5500/2240 5500/2240
Винт, диаметр х шаг, м 1,78x1,05 1,35x0,94 1,5x0,86 1,35X0,94 1,35x0,94
Статическая тяга винта, кг 140 120 120 100 100
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 37,4 35,9 33,1 23,9 14,8
Удельная нагрузка на мощность, кг/л. с. 7,7 7,3 7,3 7,0 6,9
Скорость сваливания, км/ч 70 90 65 65 50
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч 130 120 110 105 80
Скороподъемность у земли, м/с 2 1 1,8 2 2,5

Схема гидромотодельтаплана «Рекорд» и УЛА «Птенец»
УЛА «Птенец»

Гидромотодельтаплан «Рекорд»

Впервые в авиасалоне СЛА участвовал гидромотодельтаплан. Это был «Рекорд» О. Филиппова. Двигатель от «Бурана», полетный вес 180 кг, скорость полета около 50 км/ч. УЛА «Птенец» имел поплавки той же конструкции.

Р-01 «Роберт»
В числе трех оригинальных машин Центра авиационного технического творчества «Красные крылья» (г. Таганрог) был показан гидросамолет-экраноплан Р-01 («Роберт»), сконструированный руководителем центра Ю. Усольцевым. Двигатель у Р-01 японский - «Робин», 48 л. с., площадь крыла почти 10 м2, полетный вес 350 кг.

В 1990 г. на базе КБ-12 ТАНТК им. Г. М. Бериева. Приказом Министра авиационной промышленности было создано и включено в 6 Главное управление малое предприятие "Красные Крылья" с целью проектирования и строительства легких летательных аппаратов. Главным конструктором этого предприятия был назначен Ю. А. Усольцев.

В январе 1992 г. прошла реорганизация. Из малого предприятия (ныне АО) "Красные Крылья" выделилось Научно-производственное предприятие легкой авиации (НПП "ЛАТ).

25 марта 1992 года было зарегистрировано товарищество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Легкая Авиация Таганрога" (ТОО НПП "ЛАТ")
(Свидетельство о государственной регистрации №616 от 25.03.1992 г.) основным направлением деятельности которого было проектирование самолета-амфибии Р-50 "Роберт" и других легких гражданских воздушных судов (судов).


Фотографии:

Поплавковый мотодельтаплан «Рекорд-гидро» и ультралайт Р-10 «Птенец» (Таганрог) на Киш-озере (слет СЛА-89) Рига - Спилве (RSC/EVRS) Латвия, июль 1989 г.
Фотографии Альберта Набиулина (c) (с сайта http://photoshare.ru/)

Поплавковый мотодельтаплан «Рекорд-гидро»

Поплавковый мотодельтаплан «Рекорд-гидро»

Поплавковый мотодельтаплан «Рекорд-гидро»

Поплавковый мотодельтаплан «Рекорд-гидро» (на заднем плане)и ультралайт Р-10 «Птенец» (Таганрог) на Киш-озере (слет СЛА-89) Рига - Спилве (RSC/EVRS) Латвия, июль 1989 г.
Фотографии Альберта Набиулина (c) (с сайта http://photoshare.ru/)

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»



Источники информации:

ЗАО "Красные Крылья"

Двухместный мотодельтаплан МД-20 "Рекорд"

Техника / СЛА-89 / On-line фото-архив. Автор: Albert Nabiulin. (http://photoshare.ru)

Статья Слет СЛА-89. Автор В. КОНДРАТЬЕВ. Из журнала "Моделист-Конструктор" №2, №3, №6, №8 за 1990 г.



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail