Таганрог


Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ
Универсальный прибор ИСТ-912МА
Воздушные винты из Таганрога

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Центр технического творчества молодежи «Красные Крылья»



Ультралайт
Р-10 «Птенец»

Р-10 «Птенец»



Сверхлегкий, одноместный, быстроразборный самолет/гидросамолет создали в 1989 г. в Центре технического творчества молодежи «Красные Крылья» при Таганрогском машиностроительном заводе (ТМЗ, позже ТАНТК им. Г.М. Бериева).
За основу была взята конструкция призера СЛА-87 - ультралайта "Птенец" конструктора В. Хрибкова. С его разрешения в Таганроге самолет перепроектировали, провели прочностные испытания в СИБНиА в Новосибирске.
Много и успешно на нем летал Заслуженный летчик испытатель СССР Е.А. Лахмостов.
«Птенец» мог эксплуатироваться с ограниченных сухопутных площадок и водоемов. Шасси — колесное и поплавковое.
Р-10 «Птенец» — неоднократный участник и лауреат раличных выставок, воздушных праздников и слетов-конкурсов СЛА.

ЛТХ самолета Р-10 «Птенец»


Взлетный вес: 240 кг
Площадь крыла: 10 м2
Максимальная скорость полета: 120 км/ч
Скорость сваливания: 60 км/ч
Потолок (ограничен): 3000 м
Силовая установка: 1 поршневой двигатель - РМЗ-640А1
Мощность двигателя: 40 л.с.

Стат. испытания самолета Р-10 «Птенец»


Статья из журнала "Моделист-Конструктор" №2, №3, №6, №8, 1990 г.

Слет СЛА-89. Автор В. КОНДРАТЬЕВ

Еще совсем недавно авиасамодельщикам приходилось собирать свои крылатые аппараты в «засекреченных» подвалах, а о полетах говорить почти шепотом и лишь с особо доверенными друзьями. И вдруг, буквально в течение последних двух-трех лет, появились вполне благожелательные постановления, направленные на развитие самодеятельного авиатехнического творчества: «наверху» перестали «бояться» и авиаторам-любителям определили зоны для полетов их самоделок.


Потепление отношения к конструкторам-любителям отозвалось заметным ростом их творческой активности: уже в геометрической прогрессии увеличивается число самодеятельных клубов, новых самолетов, оригинальных идей. Замечательной традицией в последние годы стали Всесоюзные сборы авиасамодельщиков - смотры-конкурсы летательных аппаратов любительской постройки, проводимые раз в два года. Очередной слет состоялся в июле 1989 года в Риге на аэродроме «Спилве».


К сожалению, СЛА-89 не отличался хорошей организацией и рекордным числом представленных аппаратов. Но рижский смотр-конкурс убедительно показал, что в любительском авиастроении все заметнее становится тенденция создания летательных аппаратов для конкретных практических задач.


Управляемость «ультралайтов» по крену, как показал СЛА-89, до сих пор является камнем преткновения для некоторых конструкторов. Большие трудности (значительные усилия на ручке управления и малая угловая скорость крена) испытывали пилоты «Птенца», где используется перекашивание крыла. «Птенец» - призер СЛА-87 (см. «М-К» № 3 за 1988 г.) - разработан инженером из Кумертау Виктором Хрибковым. Серийный выпуск этого самолета сейчас начинает кооператив в Таганроге. Первые два аппарата удачно летали в Риге. Производители считают, что «Птенец» найдет применение не только в авиаспорте, но и в народном хозяйстве.

На создание принципиально новых легкомоторных самолетов, взлетающих с воды, направлены работы конструкторов-любителей во главе с Юрием Усольцевым из клуба самодеятельного технического творчества таганрогского авиазавода. На СЛА-89 этот клуб представил несколько удачных перспективных работ. Одна из них - экспериментальный самолет-экраноплан Р-01 «Роберт» (в память Р.Л. Бартини). Летчик-испытатель Евгений Лахмостов, облетавший едва ли не все советские гидросамолеты, созданные за последние 40 лет, выполнил на Р-01 первый полет, подтвердивший, что аппарат является вполне «летучим» самолетом. Дальнейшие испытания с использованием экранного эффекта покажут, насколько целесообразно применение такой схемы на легких гидросамолетах народнохозяйственного назначения.

Вторая разработка таганрогских авиалюбителей, выполненная в содружестве со специалистами ЦАГИ, на СЛА-89 вполне подтвердила свои высочайшие качества. Речь идет о поплавках для ультралегких летательных аппаратов. Поплавки имеют оригинальные внешние обводы, легкую пластмассовую конструкцию, отличные мореходные качества. Они могут устанавливаться и на мотодельтапланы, и на «ультралайты», что и было продемонстрировано на Киш-озере. Поплавки в равной степени хорошо показали себя на ультралегком «Птенце» и на мотодельтаплане, построенном таганрогским дельтаклубом. Применение таких поплавков позволит значительно расширить области применения в народном хозяйстве традиционных сверхлегких летательных аппаратов. Разработка отмечена одним из призов смотра-конкурса.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ГИДРОСАМОЛЕТОВ СЛА-89
Копия Ш-2 (в масштабе 0,75) Р-01 «Роберт» Че-20 Р-10 «Птенец» «Рекорд-гидро»
Год постройки 1989 1989 1988 1989 1989
Тип летательного аппарата летающая лодка-амфибия экраноплан летающая лодка поплавковый «ультралайт» поплавковый мотодельтаплан
Экипаж, чел. 2 1 2-3 1 1
Взлетный вес, кг 570 350 440 246 240
Вес пустого, кг 400 255 260 140 130
Число и мощность двигателей, л. с. 1x74 1X48 2x30 1X35 1X35
Обороты двигателя/обороты винта, об/мин 2100/2100 7000/3500 5000/2000 5500/2240 5500/2240
Винт, диаметр х шаг, м 1,78x1,05 1,35x0,94 1,5x0,86 1,35X0,94 1,35x0,94
Статическая тяга винта, кг 140 120 120 100 100
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 37,4 35,9 33,1 23,9 14,8
Удельная нагрузка на мощность, кг/л. с. 7,7 7,3 7,3 7,0 6,9
Скорость сваливания, км/ч 70 90 65 65 50
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч 130 120 110 105 80
Скороподъемность у земли, м/с 2 1 1,8 2 2,5

Схема гидромотодельтаплана «Рекорд» и УЛА «Птенец»
УЛА «Птенец»

УЛА «Птенец»

Гидромотодельтаплан «Рекорд»

Впервые в авиасалоне СЛА участвовал гидромотодельтаплан. Это был «Рекорд» О. Филиппова. Двигатель от «Бурана», полетный вес 180 кг, скорость полета около 50 км/ч. УЛА «Птенец» имел поплавки той же конструкции.

Р-01 «Роберт»
В числе трех оригинальных машин Центра авиационного технического творчества «Красные крылья» (г. Таганрог) был показан гидросамолет-экраноплан Р-01 («Роберт»), сконструированный руководителем центра Ю. Усольцевым. Двигатель у Р-01 японский - «Робин», 48 л. с., площадь крыла почти 10 м2, полетный вес 350 кг.

Выдержка из ветки форума на reaa.ru:

Ультралайт Р-10 "Птенец"

Николай-агро Ответ #4 - 24.03.2011

Этот самолет мы делали лет 20 назад в Красных Крыльях под руководством Ю.А. Усольцева с разрешения Конструктора В. Хрибкова.
Тогда мы провели испытания в СИБНиА в Новосибирске. Много и успешно на нем летал Заслуженный летчик испытатель СССР Е.А. Лахмостов.
По документации надо смотреть архивы. Из интересного это гаширование. В остальном время его прошло. Большая трудоемкость изготовления. Много точеных и фрезерованных деталей.
К слову все 20 комплектов изготавливали на авиазаводе. Мы только собирали и облетывали. Стояли моторы Буран-авиа. Так они появились... Два карбюратора ставили на серийные Бураны, которые отбирали в цехе в Рыбинске при их обкатке.
Там были реальные 32 лошадиные силы. Тяга с винтом 1500 мм. составляла 110 кг., поэтому даже с качеством 5 ед. и с весом 220 кг. он летал 110 км/час.

Химик Ответ #5 - 24.03.2011

Я тоже принимал некоторое участие, а О.М. Филиппов шил на него обшивку стабилизатора и киля. Самолет был просто супер!

MadMax Ответ #6 - 24.03.2011

Красные Крылья испортили прекрасный аппарат. IMHO.
До этого вес пустого был 80 кг, летал с мотором в 22 л.с., трудоемкость - не сложнее дельталпана, по словам Хрибкова 88 чертежей деталировки. После "обработки" Усольцевым и вес возрос, и трудоемкость. Птенец стал уже не тот...



В 1990 г. на базе КБ-12 ТАНТК им. Г. М. Бериева. Приказом Министра авиационной промышленности было создано и включено в 6 Главное управление малое предприятие "Красные Крылья" с целью проектирования и строительства легких летательных аппаратов. Главным конструктором этого предприятия был назначен Ю. А. Усольцев.

В январе 1992 г. прошла реорганизация. Из малого предприятия (ныне АО) "Красные Крылья" выделилось Научно-производственное предприятие легкой авиации (НПП "ЛАТ).

25 марта 1992 года было зарегистрировано товарищество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Легкая Авиация Таганрога" (ТОО НПП "ЛАТ")
(Свидетельство о государственной регистрации №616 от 25.03.1992 г.) основным направлением деятельности которого было проектирование самолета-амфибии Р-50 "Роберт" и других легких гражданских воздушных судов (судов).


Фотографии:

Самолет «Птенец» на выставке СЛА-87?

Самолет «Птенец»

Самолет Р-10 «Птенец» в Таганроге

Самолет Р-10 «Птенец»

Ультралайт Р-10 "Птенец" (Таганрог) на Киш-озере (слет СЛА-89) Рига - Спилве (RSC/EVRS) Латвия, июль 1989 г.
Фотографии Альберта Набиулина (c) (с сайтов https://russianplanes.net/ и http://photoshare.ru/)

Самолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Самолет Р-10 «Птенец». Установлено трехпоплавковое гидрошасси. Винт со шкивом редуктора снят.

Самолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Самолет Р-10 «Птенец»

Поплавковый гидросамолет Р-10 «Птенец»

Полеты поплавкового ультралайта Р-10 "Птенец".

Гидросамолет Р-10 «Птенец»

Гидросамолет Р-10 «Птенец»



Источники информации:

Ультралайт Р-10 "Птенец" (с сайта http://www.navy.su/)

Техника / СЛА-89 / On-line фото-архив. Автор: Albert Nabiulin. (http://photoshare.ru)

Статья Слет СЛА-89. Автор В. КОНДРАТЬЕВ. Из журнала "Моделист-Конструктор" №2, №3, №6, №8 за 1990 г.



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail