Таганрог


Авиационные ангары от компании АГРО-ТЕХ
Универсальный прибор ИСТ-912МА
Воздушные винты из Таганрога

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ

Клуб АНТТМ "Красные крылья"



Экспериментальный гидросамолет-экраноплан
Р-01 «Роберт»

Р-01 Роберт

Р-01 «Роберт» - пилотируемая модель самолета-амфибии Р-50 создавалась малым предприятием "Красные Крылья" для отработки внешних нагрузок и норм проектирования легких судов.



Перед тем как создать пилотируемый аппарат в СКБ НТТМ были созданы несколько радиоуправляемых моделей, например модель с тянущим винтом.

модель 0787 Таганрог


Радиоуправляемая модель 0787 "Таганрог" с толкающим винтом.

модель 0787 Таганрог

модель 0787 Таганрог


Также проводились исследования в гидроканале ЦАГИ.

Модель в гидроканале ЦАГИ

Модель в гидроканале ЦАГИ



Выдержка из книги:

Воронков Ю.С. Профессия - авиационный конструктор (записки инженера-изобретателя). - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2018. - 338 с. ISBN 978-5-91327-534-9


2.3.3. Легкий экраноплан Р-01 "Роберт"

В КЮТе "Красные крылья" занимался, также, выпускник Харьковского авиационного института (ХАИ), Кизилов Виктор. Он был, тоже, "Фанатом" авиации, имел широкий авиационный кругозор, творческие способности, работал на ЛИКе Таганрогского машиностроительного завода по распределению ХАИ.


Пытаясь перейти на работу в ОКБ, Виктор неоднократно обращался к руководству КБ перспективного проектирования, но один из руководителей ответил, что им очень нужны инженеры, для того, чтобы их посылать на работу в колхозы. Виктор объяснял, что у него есть наработки новых перспективных летательных аппаратов, но руководство КБ, в те годы, беспокоило, только выполнение разнарядки на отправку инженеров-конструкторов в колхозы.

Однажды, посетив Таганрогский авиационный техникум, я увидел оригинальную схему летательного аппарата, воплощенную студентом в небольшой модели. По "почерку" схемы, стало ясно, кто руководитель темы.

Это была схема экраноплана, рожденная интеллектом и многодневными творческими размышлениями "Фаната" авиации Виктора Кизилова.

Этой схеме, воплощенной позднее, в легкий гидросамолет-экраноплан Р-01 "Роберт", ошибочно придадут авторство Юрия Анатольевича Усольцева.

Аэродинамическая компоновка экраноплана, разработанная Виктором Кизиловым, поразила творческими находками. Во - первых - возможностью стабилизировать положение Центра Давления (ЦД) на крыле или сократить диапазон его перемещения. Это было достигнуто применением составной несущей поверхности, образованной трапециевидным центропланом и консолями крыла с обратной стреловидностью. В известных ранее компоновках, перемещение ЦД крыла экраноплана в зависимости от высоты его полета над экраном, требует увеличения площади горизонтального оперения или устройств автоматизации продольной устойчивости аппарата.

Во - вторых - выполнением центроплана крыла с отрицательным "V", что позволяет, при его движении создавать динамическую воздушную подушку, облегчающую отрыв аппарата от водной поверхности.


После постройки и испытаний первого самодельного самолета Борисом Келазевым, в КЮТ "Красные крылья" решились построить легкий экраноплан Р-01 "Роберт" по схеме Виктора Кизилова, под общим руководством Юрия Анатольевича Усольцева. К постройке привлекались молодые авиамоделисты из разных КЮТов города. Один из моих способных воспитанников, также, на добровольных началах, принимал в этом участие. Юрий Анатольевич обещал им по окончании строительства экраноплана - премии Ленинского комсомола по линии Научно Технического Творчества Молодежи (НТТМ). Экраноплан был построен. Молодые авиамоделисты, строившие экраноплан, премии так и не получили. Выражали обиды, обещая, больше в такие дела не ввязываться.

Вскоре экраноплан Р-01 "Роберт" был доведен до летного состояния и вышел на испытания. В 1989 году он совершил первый полет под управлением известного летчика-испытателя Е.А. Лахмостова. По рекомендации Е.А. Лахмостова, консоли аппарата, имеющие обратную стреловидность, были заменены на консоли трапециевидной формы в плане. Экраноплан Р-01 "Роберт" - превратился в легкий гидросамолет. Он участвовал в слете Самодельных Летательных Аппаратов СЛА-89, где показал интересные полеты.

Эффектные полеты этого маленького деревянного гидросамолетика, с очень коротким разбегом и пробегом при полетах с воды, выполнялись напротив нашего ОКБ, на виду наших Начальников, КБ, отделов и бригад, в том числе руководителей подразделений КБ перспективного проектирования. Это вызывало определенную зависть у "крупных специалистов" гидроавиации, отдавших годы своей жизни на ее развитие. Гидросамолет созданный руками каких-то авиамоделистов, в Клубе юных техников, без должной научно-исследовательской базы, траты огромных денег, и как летает!

К августу 1990 года, из КЮТ "Красные крылья" выделилось ЗАО "Красные крылья, созданное при активном содействии, теперь уже, ТАНТК им. Г.М. Бериева. Приказом министра авиационной промышленности №799 от 02.09.1991 г. на ЗАО "Красные крылья" была возложена "…ответственность за создание и производство аппаратов легкой авиации…". Директором ЗАО "Красные крылья", первоначально, был назначен Юрий Анатольевич Усольцев.

В КЮТе "Красные крылья", как и во всех КЮТах города Таганрога, стала проводиться "кадровая чехарда" с заменой его директоров. Научно-техническая подготовка детей и их развитие, постепенно отошли на задний план под давлением Гуманитаризации образования и рыночных реформ. Через некоторое время, КЮТ "Красные крылья", был ликвидирован.


Выдержка из книги:
Кобылянский Е.А. Морские самолеты КБ имени Г.М. Бериева.
Таганрог: ТРТУ. 1996. Страницы 297 - 307.


ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА Р-01 "РОБЕРТ"

Повествование о гидросамолетах, созданных в конструкторском бюро морского самолетостроения было бы неполным, если бы обойти вниманием небольшую летающую лодку, сделанную группой молодежи своими руками, но за средства предприятия, в котором они работали. Как говорится, отдадим должное справедливости.

Вряд ли кто, посвятивший себя авиации, в шестидесятых и семидесятых годах не был увлечен экранопланами. Этим летательным аппаратам предрекали будущее и считали одним из основных средств воздушного транспорта. Расчеты показывали, что экранопланы являются самыми экономичными летающими машинами.

По странному стечению обстоятельств этому не придали большого значения в Таганрогском конструкторском бюро, возглавляемом Бериевым. Замечая у себя на предприятии, что старшие товарищи, которых в то время принято было называть наставниками, относятся к экранопланам с пренебрежением, решили самостоятельно заняться изучением этих летающих аппаратов на моделях.

При дворце культуры самолетостроительного завода имени Димитрова существовал авиамодельный кружок. Решили в помещении, которое ему отведено, построить несколько летающих моделей. Руководство дворца культуры не препятствовало этому. Энтузиасты приходили туда и по вечерам, в свободное от работы время, стали проектировать и строить модели. Не будем рассказывать дальнейшую историю этого самодеятельного клуба, который впоследствии получил название "Красные крылья". В рассказах его членов много противоречий, много виновных и правых, и принимать чью - то сторону - бесполезное занятие. Остановимся только на том, что там было сделано.

На первую летающую модель экраноплана этого клуба значительное влияние оказал немецкий авиаконструктор Липпиш, вернее его аппарат X-12. Была сделана точная копия его. При испытаниях участники остались недовольны его хвостовым оперением и переделали в V-образное.

Затем была построена вторая модель в виде обрубленного крыла, которая, по воспоминаниям, так и не взлетела. Третья модель, с расположением двух крыльев тандем, положительного результата не дала.

Молодежи удалось привлечь к своим работам А.Г. Богатырева. Он предложил построить модель экраноплана по своей схеме. Члены клуба вспоминают, что Богатырев часто приходил, молча, покуривая, слушал вспыхивающие споры, не вмешивался и только уходя давал советы.

О том, что участники самодеятельного клуба сделали летающую модель экраноплана, предложенного Богатыревым, узнал начальник первого отдела. Поскольку Богатырев руководил отделом перспективных разработок в конструкторском бюро морского самолетостроения, он посчитал это нарушением режима. Вспомните выражение Антона Павловича Чехова, вложенное в уста одного из его героев:

- Как бы чего не вышло!

Богатыреву сделали внушение, пригрозили уволить с предприятия за нарушение режима, а построенную модель у членов клуба отобрали. Она долгое время валялась в подвале.

Между тем в стране стала проводиться кампания по привлечению молодых людей в молодежные научно-технические центры. Партийная и профсоюзная организации решили не уклоняться от этого постановления, сделать самодеятельный клуб откликом на такое мероприятие. Для него находят два подвальных помещения.

И хотя отведенное помещение не позволяло делать в нем небольшие самолеты, все же некоторые члены самодеятельного клуба решили построить пилотируемый экраноплан. Названный в честь Бартини "Робертом", он прошел довольно обширные модельные испытания в аэродинамической трубе и гидроканале ЦАГИ. Оплата за испытания частично шла через предприятие, частично делали их бесплатно работники аэрогидродинамического института. Последнее обстоятельство наложило отпечаток на облик экраноплана: поплавки, которые кроме поддержания летательного аппарата на воде одновременно служили экранами для создания динамической воздушной подушки по их рекомендации убрали. Эффективность экрана была потеряна и летательный аппарат перешел в разряд обычного гидросамолета.

Тем не менее, он был представлен на СЛА-89, проводимом в Риге, как самолет-экраноплан Р-01 "Роберт". Впервые поднял его в воздух Е. Лахмостов, посоветовавший после полета убрать у него обратную стреловидность крыла, которая делала его трудноуправляемым. В дальнейшем на эту летающую лодку поставили консоли прямого крыла.

На СЛА-89 были, кроме Р-01, представлены от самодеятельного клуба "Красные крылья" ультралегкий самолет "Птенец" и мотодельтаплан на поплавках. Оба летательных аппарата были продемонстрированы на Киш-озере. Руководитель самодеятельного клуба Юрий Усольцев был отмечен одним из призов этого своеобразного смотра - конкурса.

В дальнейшем, когда в стране начала появляться сеть малых предприятий, самодеятельный клуб решил обрести такой статус и стал выпускать мотодельтапланы. Спустя некоторое время, среди его руководства начались ссоры, и оно разделилось на несколько предприятий.



Статья из журнала "Моделист-Конструктор" №2, №3, №6, №8, 1990 г.

Слет СЛА-89. Автор В. КОНДРАТЬЕВ

Еще совсем недавно авиасамодельщикам приходилось собирать свои крылатые аппараты в «засекреченных» подвалах, а о полетах говорить почти шепотом и лишь с особо доверенными друзьями. И вдруг, буквально в течение последних двух-трех лет, появились вполне благожелательные постановления, направленные на развитие самодеятельного авиатехнического творчества: «наверху» перестали «бояться» и авиаторам-любителям определили зоны для полетов их самоделок.


Потепление отношения к конструкторам-любителям отозвалось заметным ростом их творческой активности: уже в геометрической прогрессии увеличивается число самодеятельных клубов, новых самолетов, оригинальных идей. Замечательной традицией в последние годы стали Всесоюзные сборы авиасамодельщиков - смотры-конкурсы летательных аппаратов любительской постройки, проводимые раз в два года. Очередной слет состоялся в июле 1989 года в Риге на аэродроме «Спилве».


К сожалению, СЛА-89 не отличался хорошей организацией и рекордным числом представленных аппаратов. Но рижский смотр-конкурс убедительно показал, что в любительском авиастроении все заметнее становится тенденция создания летательных аппаратов для конкретных практических задач.


Управляемость «ультралайтов» по крену, как показал СЛА-89, до сих пор является камнем преткновения для некоторых конструкторов. Большие трудности (значительные усилия на ручке управления и малая угловая скорость крена) испытывали пилоты «Птенца», где используется перекашивание крыла. «Птенец» - призер СЛА-87 (см. «М-К» № 3 за 1988 г.) - разработан инженером из Кумертау Виктором Хрибковым. Серийный выпуск этого самолета сейчас начинает кооператив в Таганроге. Первые два аппарата удачно летали в Риге. Производители считают, что «Птенец» найдет применение не только в авиаспорте, но и в народном хозяйстве.

На создание принципиально новых легкомоторных самолетов, взлетающих с воды, направлены работы конструкторов-любителей во главе с Юрием Усольцевым из клуба самодеятельного технического творчества таганрогского авиазавода. На СЛА-89 этот клуб представил несколько удачных перспективных работ. Одна из них - экспериментальный самолет-экраноплан Р-01 «Роберт» (в память Р.Л. Бартини). Летчик-испытатель Евгений Лахмостов, облетавший едва ли не все советские гидросамолеты, созданные за последние 40 лет, выполнил на Р-01 первый полет, подтвердивший, что аппарат является вполне «летучим» самолетом. Дальнейшие испытания с использованием экранного эффекта покажут, насколько целесообразно применение такой схемы на легких гидросамолетах народнохозяйственного назначения.

Вторая разработка таганрогских авиалюбителей, выполненная в содружестве со специалистами ЦАГИ, на СЛА-89 вполне подтвердила свои высочайшие качества. Речь идет о поплавках для ультралегких летательных аппаратов. Поплавки имеют оригинальные внешние обводы, легкую пластмассовую конструкцию, отличные мореходные качества. Они могут устанавливаться и на мотодельтапланы, и на «ультралайты», что и было продемонстрировано на Киш-озере. Поплавки в равной степени хорошо показали себя на ультралегком «Птенце» и на мотодельтаплане, построенном таганрогским дельтаклубом. Применение таких поплавков позволит значительно расширить области применения в народном хозяйстве традиционных сверхлегких летательных аппаратов. Разработка отмечена одним из призов смотра-конкурса.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ГИДРОСАМОЛЕТОВ СЛА-89
Копия Ш-2 (в масштабе 0,75) Р-01 «Роберт» Че-20 Р-10 «Птенец» «Рекорд-гидро»
Год постройки 1989 1989 1988 1989 1989
Тип летательного аппарата летающая лодка-амфибия экраноплан летающая лодка поплавковый «ультралайт» поплавковый мотодельтаплан
Экипаж, чел. 2 1 2-3 1 1
Взлетный вес, кг 570 350 440 246 240
Вес пустого, кг 400 255 260 140 130
Число и мощность двигателей, л. с. 1x74 1X48 2x30 1X35 1X35
Обороты двигателя/обороты винта, об/мин 2100/2100 7000/3500 5000/2000 5500/2240 5500/2240
Винт, диаметр х шаг, м 1,78x1,05 1,35x0,94 1,5x0,86 1,35X0,94 1,35x0,94
Статическая тяга винта, кг 140 120 120 100 100
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 37,4 35,9 33,1 23,9 14,8
Удельная нагрузка на мощность, кг/л. с. 7,7 7,3 7,3 7,0 6,9
Скорость сваливания, км/ч 70 90 65 65 50
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч 130 120 110 105 80
Скороподъемность у земли, м/с 2 1 1,8 2 2,5

Схема гидромотодельтаплана «Рекорд» и УЛА «Птенец»
УЛА «Птенец»

Гидромотодельтаплан «Рекорд»

Впервые в авиасалоне СЛА участвовал гидромотодельтаплан. Это был «Рекорд» О. Филиппова. Двигатель от «Бурана», полетный вес 180 кг, скорость полета около 50 км/ч. УЛА «Птенец» имел поплавки той же конструкции.

Р-01 «Роберт»
В числе трех оригинальных машин Центра авиационного технического творчества «Красные крылья» (г. Таганрог) был показан гидросамолет-экраноплан Р-01 («Роберт»), сконструированный руководителем центра Ю. Усольцевым. Двигатель у Р-01 японский - «Робин», 48 л. с., площадь крыла почти 10 м2, полетный вес 350 кг.

Самолет Р-01 Роберт

ЛТХ гидросамолета Р-01 «Роберт»

Вес пустого: 255 кг
Взлетный вес: 350 кг
Площадь крыла: 10 м2
Удельная нагрузка на крыло: 35,9 кг/м2
Максимальная скорость полета: 120 км/ч
Скорость сваливания: 90 км/ч
Скороподъемность у земли: 1 м/с
Силовая установка: 1 поршневой японский двигатель - "Робин"
Мощность двигателя: 48 л.с.

Нажмите чтобы посмотреть больше информации о Клубе юных авиаторов "Красные Крылья", МПЛА "Красные Крылья", НПП "Легкая Авиация Таганрога" (ЛАТ), Научно-производственной корпорации "САУ" (Самолеты Амфибии Универсальные).

Нажмите чтобы посмотреть больше информации о гидросамолете Р-01м «Роберт».

Нажмите чтобы посмотреть больше информации о гидросамолете Р-02 «Роберт».

Нажмите чтобы посмотреть больше информации о проекте самолета-амфибии Р-50 «Роберт».




Фотографии:

Гидросамолет Р-01 Роберт

Гидросамолет Р-01 Роберт

Гидросамолет Р-01 Роберт

Гидросамолет Р-01 Роберт

Гидросамолет Р-01 Роберт

Гидросамолет Р-01 Роберт

Гидросамолет Р-01 Роберт

Самолет Р-01 Роберт



Источники информации:

Экспериментальный самолет-экраноплан Р-01 «Роберт». (с сайта http://авиару.рф/)

Р-02 Роберт (с сайта www.airwar.ru)

Воронков Ю.С. Профессия - авиационный конструктор (записки инженера-изобретателя). - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2018. - 338 с. ISBN 978-5-91327-534-9



Если вы заметили неточность или у вас есть материалы, которые можно разместить на этом сайте -
обращайтесь: E-Mail